О работе экипажа воздушного судна

гражданская авиация, пассажирский самолет

гражданская авиация, пассажирский самолет

Современные самолеты являются поистине последним достижением техники. Но они бы не ценились настолько высоко, если бы не было тех, кто умеет ими управлять. Профессиональные навыки и компетенция опытных пилотов являются решающим фактором для авиакомпаний, равно как и для тех, кто путешествует воздушным транспортом. Летный экипаж  — важный элемент в процессе полета воздушного судна: в каждом рейсе бортпроводники стараются сделать все так, чтобы полет прошел гладко. Они же становятся свидетелями и активными участниками в, казалось бы, безвыходных ситуациях, которые случаются, когда что-то идет не по плану.

В этой статье мы соприкоснемся с уникальным миром жизни экипажей воздушных судов (ВС)  и выясним, какие люди работают на борту ВС авиакомпаний, а также разберем, в чем заключается их роль. Жизнь члена экипажа воздушного судна может быть напряженной и утомительной, но никогда — скучной. Когда эти люди приступают к работе (в “офисе”, находящемся на высоте более километра над землей), они легко могут оказаться на другом конце света.

Пилоты

Без пилота далеко не улетишь. Пилоты — это те люди, которые приводят сложное авиационное оборудование в действие. На коммерческих самолетах, как правило, два пилота, но может быть и три. Все пилоты имеют хорошую подготовку и опыт летной работы, зачастую в составе военной службы. Путь от первого тренировочного полета до кабины пилотов коммерческого ВС — долгий и трудный, но для многих пилотов, он единственный.

Командир в кабине пилотов

Командир в кабине пилотов

На воздушном судне пилот, который принимает решения, называется командиром. Командир, как правило, сидит с левой стороны в кабине пилотов и полностью несет ответственность за все, что происходит во время полета. Ответственность командира включает в себя: основные решения на борту, руководство экипажем, управление в чрезвычайных ситуациях и обращение с особо проблемными пассажирами. Большую часть рейса командир также несет управление ВС, но часто он передает эту функцию второму пилоту.

Второй пилот — второй по старшинству член экипажа, сидит по правую сторону в кабине экипажа. Он или она имеет то же управление, что и у командира, и такой же уровень подготовки. Основная причина, по которой на борту ВС находятся 2 пилота — это безопасность. Очевидно, что, если что-то случится с командиром, на воздушном судне должен быть еще один пилот, который может его заменить. К тому же, второй пилот имеет второе мнение в принятии решений, что сводит ошибки пилотов к минимуму.

Большинство пассажирских самолетов, построенных до 1980 года имеют место в кабине пилотов для бортинженера, также называемого авиационным штурманом. Как правило, бортинженеры были полностью подготовленными пилотами, но в обычных рейсах, они не управляли самолетом. Вместо этого они вели контроль приборов самолета и выполняли расчет оптимальной скорости для взлета и посадки, режима работы двигателей, топливного режима. В новых пассажирских самолетах большая часть этой работы осуществляется с помощью компьютерных систем, в связи с чем необходимость в должности бортинженера отпала.

У всех трех пилотов одинаковый уровень подготовки, но, как правило, отличие состоит в степени старшинства. В большинстве авиакомпаний карьерный путь пилотов почти полностью базируется на опыте работы. Чтобы стать командиром ВС, вам необходимо подниматься по карьерной лестнице и ждать своей очереди, пока освободиться соответствующая должность. Право старшинства определяет также типы самолётов, на которых может летать пилот, а также график его работы. Пилоты, которые относительно недавно работают в авиакомпании, будут находиться в резерве. Это означает, что у них нет установленного графика. Резервный пилот может нести дежурство “по звонку” 12 часов подряд или больше. В это время пилот должен быть готов к рейсу, потому что диспетчер может позвонить ему в любой момент. Если пилота вызвали на работу, то он или она, незамедлительно должен прибыть в аэропорт для выполнения полетного задания (во многих авиакомпаниях пилот должен быть готов в течение часа, с момента, как ему позвонили). Резервных пилотов вызывают, когда пилот, работающий по регулярному графику заболевает, или не может выйти в рейс по иным причинам. Жизнь резервного пилота очень непредсказуема: пилоты могут провести несколько дней в резерве и не получить ни одного вызова, или их могут вызывать каждый день. А когда они прибывают на работу, их могут отправить в рейс за границу, или в трехдневное путешествие в другую точку мира. Неудивительно, что с таким напряженным графиком время от времени происходит задержка рейса:  из-за ожидания прибытия экипажа.

Пилоты со стажем имеют право на регулярный график полетов, называемый маршрутом. Пилоты, придерживающиеся твердого графика, живут гораздо более “привычной” жизнью, в том смысле, что они знают заранее, когда они выходят в рейс. Но даже эти пилоты проводят много времени вдали от своих семей, и они никогда не знают, какие задержки могут возникнуть. В Соединенных Штатах продолжительность полета пилота по расписанию не должна превышать 8 часов подряд для внутренних рейсов или 12 часов для международных рейсов. В действительности же, пилоты могут работать и более 16 часов подряд, поскольку рейсы часто задерживаются или переносятся.

Пилот, как правило, прибывает в аэропорт, как минимум, за час до вылета (за два часа на международных рейсах). В большинстве авиакомпаний существует автоматическая система регистрации для пилотов. Пилоты получают всю необходимую подробную информацию о рейсе, включая сводку погоды, количество пассажиров на борту и других членов экипажа. Для того, чтобы все было в одном месте, пилоты обычно  носят свои полетные документы в большом портфеле.

Предполетная подготовка пилотов

Предполетная подготовка пилотов

Перед вылетом пилот проверяет всю информацию, разрабатывает план  полета, передает его авиадиспетчеру  и встречает остальных членов экипажа. После того, как самолет приземлился, командир должен дождаться прибывающих членов другого экипажа, чтобы сообщить о внештатных ситуациях, если таковые возникали. Второй пилот выполняет общую проверку воздушного судна, чтобы убедиться, что  с ним все в порядке. После такого осмотра пилоты встречаются в кабине пилотов и проверяют работу всех  приборов и органов управления.

Перед взлетом командир ВС должен принять решение на вылет — подтверждение готовности экипажа выполнить полет и осведомленность пилотов в отношении полетной информации. Пока экипаж готовится к взлету, пилоты получают обновленную информацию по метеосводке и количеству пассажиров и разрешение на вылет по ППП в электронном виде (через систему ACARS). Чтобы облегчить работу с документацией кабины пилотов многих ВС оборудованы принтерами, которые получают информацию от  сотрудников аэропорта и диспетчеров.

Когда документы заполнены бортпроводники закрывают все двери, и командир  дает команду буксировки ВС хвостом вперёд от аэровокзала (чтобы развернуться для движения к взлетно-посадочной полосе). Затем пилоты просто ждут своей очереди и следуют инструкциям диспетчера на взлет.

Если это обычный  полет, то взлет и посадка требуют активного пилотирования. На современных ВС главные обязанности пилота — контроль автоматических систем, курса, изменение курса, если это необходимо. В чрезвычайной ситуации, конечно, все может пойти наперекосяк. Все пилоты авиакомпаний проходят расширенное обучение для того, чтобы уметь справляться с неожиданными ситуациями и сохранять спокойствие в опасных условиях. К счастью, только в редких случаях пилоты могут применить эти навыки, но они должны быть готовы к быстрым действиям в любое время.

Жизнь бортпроводников — членов экипажа, чья основная задача — это забота о пассажирах — также полна непредсказуемости. В следующем разделе мы рассмотрим работу бортпроводников, и выясним, что нужно, чтобы стать бортпроводником.

ЯЗЫК НЕБА

Пилоты летают по всему миру, и чтобы правильно выполнять свою работу, они должны уметь “находить общий язык” с местными диспетчерами, где бы они не находились. Единственный способ заставить систему работать как слаженный механизм — это сделать так, чтобы все говорили на одном языке.

Международными договорами официальным языком авиации был установлен английский, хотя в аэропортах может использоваться и другой язык, если пилот и диспетчер могут на нем говорить. Диспетчеры должны уметь говорить на английском, если экипаж недостаточно хорошо изъясняется на их родном языке.

К сожалению, многие пилоты знают английский постольку-поскольку, что порой приводит к недопониманию. Неясно, сколько катастроф и инцидентов стали результатом языкового барьера, но некоторые исследования показывают, что проблема становится все более и более серьезной.

Бортпроводники

бортпроводница за работой

бортпроводница за работой

В США на коммерческих рейсах на каждые 50 пассажиров должен быть один бортпроводник. На этих бортпроводников возлагаются различные обязанности в части их работы, которая начинается с момента, когда первый пассажир поднимается на борт, и до момента окончания полета. Перед тем, как объявят посадку, весь экипаж встречается, командир изучает маршрут и вопросы, относящиеся к безопасности, а старший бортпроводник назначает каждому бортпроводнику экипажа зону его ответственности на борту. Прежде чем самолет поднимется в воздух, бортпроводник должен:

  • Встретить пассажиров и показать им места
  • Помочь пассажирам разместить ручную кладь
  • Убедиться в том, что пассажиры, занимающие места в аварийных выходах,смогут оказать помощь в случае аварийной ситуации.
  • Продемонстрировать процедуру безопасности или показать видео
  • Проверить каждое кресло и убедиться, что все пассажиры пристегнуты и кресла находятся в правильном положении
  • Закрыть дверь и активизировать систему аварийного покидания самолета

После того, как порядок проверки завершен, бортпроводники пристегиваются ремнями безопасности к откидным креслам. Как только самолет выходит в горизонтальный полет, бортпроводники приступают к приготовлению еды и напитков, загружают тележки закусками и напитками, начинают обслуживать пассажиров.

Помимо этого, бортпроводники должны следить за тем, чтобы пассажиры не нарушали правила техники  безопасности на борту, а также решать вопросы в случае возникновения нештатных ситуаций. Если с самолетом возникла проблема, экипаж должен успокоить пассажиров и помочь покинуть воздушное судно в случае необходимости. Бортпроводники также должны быть готовы к ситуации, если на борту окажутся террористы, буйные пассажиры, а также уметь оказывать первую медицинскую помощь. В ситуациях, когда большинство людей парализованы, охвачены паникой, бортпроводники должны сохранять самообладание и принимать меры в соответствии с порядком действий в чрезвычайных ситуациях.

Перед началом каждого полета бортпроводники проводят инструктаж по технике безопасности с пассажирами.

Чтобы справляться со всеми перечисленными обязанностями бортпроводник должен обладать определенными способностями и чертами характера. Авиакомпании предпочитают таких кандидатов, которые приветливо относятся к окружающим, способны запоминать большой объем информации и сохранять хладнокровие в стрессовых ситуациях. Чтобы получить работу в авиакомпании, потенциальные бортпроводники должны успешно пройти собеседование, медицинское обследование и выполнить жесткую программу обучения и получить оценку эффективности работы. В период обучения, длящийся от 3 до 9 недель, кандидат в бортпроводники живет вместе с другими кандидатами в гостинице, где они посещают занятия,получая необходимые знания, начиная с порядка обслуживания пассажиров на борту и заканчивая принятием мер в ситуациях вооруженного захвата воздушного судна. В это время кандидаты могут получать командировочные, но они все еще не рассматриваются как сотрудники авиакомпании. Только после того, как кандидат прослушает весь курс обучения и сдаст успешно все тесты, он считается официально принятым на работу.

Претендентов на должность бортпроводника намного больше, чем открытых вакансий в авиакомпании, поэтому только определенное ограниченное количество успешных кандидатов будут приняты на работу. Столь высокий конкурс в бортпроводники объясняется наличием ряда преимуществ. В большинстве авиакомпаний бортпроводники могут летать внутренними и международными рейсами по минимальным тарифам (в США всего $5 за билет в одну сторону на внутреннем рейсе) при условии, что на борту имеются свободные места. Людей привлекает работа бортпроводника еще и потому, что здесь нет графика 5/2 и с 9 до 5.

Как и у пилотов, у бортпроводников график работы определяется по старшинству. Бортпроводники-новички, как правило, летают в резерве и редко знают, куда их направят на следующий день. Их график полностью в распоряжении диспетчера по выпуску экипажей  — сотрудника авиакомпании, чья обязанность — планирование ежедневной работы экипажей. Спустя год, а в некоторых случаях и несколько лет, у бортпроводников появляется возможность работать по регулярному установленному графику.

Мир бортпроводников и пилотов изменился в значительной степени с развитием коммерческой авиации. В следующем разделе мы рассмотрим историю экипажей ВС.

История экипажей ВС

Первые самолеты

Первые самолеты

С момента появления первых самолетов пилоты были звездами мировой авиации, хотя их роль значительно изменилась с годами. Основные изменения в мире пилотов были связаны с появлением нового оборудования и утверждением новых стандартов обучения. Когда были изобретены первые самолеты, они имели примитивную систему управления и часто управлялись самими изобретателями. Управление самолетом было трудным умением, но поскольку буквально каждый был в то время любителем, то единственным способом освоить это умение — было самому попробовать научиться летать путем проб и ошибок.

С развитием авиационных технологий пилотам все больше и больше требовалось обучение. Автоматизированные системы и новейшие приборы контроля во многом заменяют действия пилота, но пилот должен понимать работу этих систем. Если вы почитаете информацию о том, как стать пилотом, то узнаете, что пилоты должны проделать огромную работу, прежде чем смогут летать на рейсах больших авиакомпаний.

Первое массовое стандартизированное обучение пилотов появилось в период Первой мировой войны, когда армиям необходимо было иметь солдат в воздухе. В годы Второй мировой войны и в последующие десятилетия было распространено обучение на управление военным самолетом.

В 1920х гг. в США внимание стали не только обучению пилотов, но и внешнему виду самолетов, а самый практичный способ выявить стандарты -это большая военная практика. С 1930х по 1960е гг. большое количество военных пилотов-мужчин США были белыми, имеющими определенную военную подготовку. Сегодня пилотами могут быть и женщины и представители других рас, а, примерно, около половины всех пилотов США никогда не летали на военных самолетах.

Мир бортпроводников также значительно изменился с началом эры гражданской авиации и воздушных путешествий. Первая авиакомпания использовала воздушные суда преимущественно для почтовых пересылок, где несколько мест выделялось пассажирам. На таких рейсах пассажиры были предоставлены сами себе: экипаж судна состоял только из пилотов, а они были настолько заняты управлением самолета, что им было не до пассажиров.

В конце концов некоторые авиакомпании стали привлекать к полетам стюардов. Эти члены экипажа были подростками, людьми невысокого роста, которые должны были загружать на борт багаж, а также успокаивать беспокойных пассажиров и помогать людям размещаться в самолете. В 1930г. компании Boeing Air Transport впервые в истории стала использовать труд молодой медсестры по имени Элен Чёрч, которая работала совместно со Стивом Стимпсоном. Чёрч предложила в качестве членов экипажей использовать медсестер, которые могли бы идеально заботиться о пассажирах на борту даже в том случае, если с ними что-то случится. Компания Боинг, ставшая в последующем авиакомпанией, продолжая производить самолеты, наняла 8 медсестер с испытательным сроком 3 месяца. Новые бортпроводницы, которых стали называть “стюардессами”, вскоре стали неотъемлемой частью авиационной индустрии. С течением времени бортпроводникам необязательно стало иметь медицинское образование, но заботливость и материнские задатки остались ключевыми элементами в этой профессии.

До относительно недавнего времени стюардессы находились под строгим контролем. Им не разрешалось выходить замуж — якобы потому, что мужья были недовольны тем, что их жены долгое время отсутствовали дома. В большинстве авиакомпаний были установлены ограничения по росту, весу и пропорциям. Их стиль одежды должен был быть также довольно строгим: в большинстве авиалиний стюардессы носили униформу, и им необходимо было также носить белые перчатки и туфли на высоких каблуках почти на протяжении всего рейса. В то время, как такая работа была для молодых женщин весьма респектабельной, первым стюардессам, как правило, недоплачивали, у них было мало льгот, и они находились в подчинении у пилотов.

На раннем этапе стюардессы были подвержены строгим ограничениям.

В 1960е, -70е и -80е гг. профсоюзы и представители движений за права женщин акцентировали свое внимание на этих проблемах авиаиндустрии, что привело к большим изменениям. С 1970х г. большинство авиакомпаний стали проводить политику найма в бортпроводники как мужчин, так и женщин, ограничения по размеру и весу были сняты. Бортпроводники теперь пользуются многими из тех преимуществ, что и пилоты, а авиакомпании признали их ключевую роль в индустрии авиасообщений. Все-таки для большинства пассажиров бортпроводник — это лицо всей авиакомпании.

С увеличением доли авиаиндустрии на рынке потребительских услуг, все больше и больше молодых людей желают связать свою жизнь с авиакомпаниями в качестве летного экипажа. Для тех работников, которые готовы к непредсказуемой жизни и могут выдержать несколько часов, стоя на ногах, нет ничего спокойнее профессии в воздухе.

Что еще можно почитать: http://letchikleha.livejournal.com/110894.html