Современные самолеты являются поистине последним достижением техники. Но они бы не ценились настолько высоко, если бы не было тех, кто умеет ими управлять. Профессиональные навыки и компетенция опытных пилотов являются решающим фактором для авиакомпаний, равно как и для тех, кто путешествует воздушным транспортом. Летный экипаж — важный элемент в процессе полета воздушного судна: в каждом рейсе бортпроводники стараются сделать все так, чтобы полет прошел гладко. Они же становятся свидетелями и активными участниками в, казалось бы, безвыходных ситуациях, которые случаются, когда что-то идет не по плану.
В этой статье мы соприкоснемся с уникальным миром жизни экипажей воздушных судов (ВС) и выясним, какие люди работают на борту ВС авиакомпаний, а также разберем, в чем заключается их роль. Жизнь члена экипажа воздушного судна может быть напряженной и утомительной, но никогда — скучной. Когда эти люди приступают к работе (в “офисе”, находящемся на высоте более километра над землей), они легко могут оказаться на другом конце света.
Пилоты
Без пилота далеко не улетишь. Пилоты — это те люди, которые приводят сложное авиационное оборудование в действие. На коммерческих самолетах, как правило, два пилота, но может быть и три. Все пилоты имеют хорошую подготовку и опыт летной работы, зачастую в составе военной службы. Путь от первого тренировочного полета до кабины пилотов коммерческого ВС — долгий и трудный, но для многих пилотов, он единственный.
На воздушном судне пилот, который принимает решения, называется командиром. Командир, как правило, сидит с левой стороны в кабине пилотов и полностью несет ответственность за все, что происходит во время полета. Ответственность командира включает в себя: основные решения на борту, руководство экипажем, управление в чрезвычайных ситуациях и обращение с особо проблемными пассажирами. Большую часть рейса командир также несет управление ВС, но часто он передает эту функцию второму пилоту.
Второй пилот — второй по старшинству член экипажа, сидит по правую сторону в кабине экипажа. Он или она имеет то же управление, что и у командира, и такой же уровень подготовки. Основная причина, по которой на борту ВС находятся 2 пилота — это безопасность. Очевидно, что, если что-то случится с командиром, на воздушном судне должен быть еще один пилот, который может его заменить. К тому же, второй пилот имеет второе мнение в принятии решений, что сводит ошибки пилотов к минимуму.
Большинство пассажирских самолетов, построенных до 1980 года имеют место в кабине пилотов для бортинженера, также называемого авиационным штурманом. Как правило, бортинженеры были полностью подготовленными пилотами, но в обычных рейсах, они не управляли самолетом. Вместо этого они вели контроль приборов самолета и выполняли расчет оптимальной скорости для взлета и посадки, режима работы двигателей, топливного режима. В новых пассажирских самолетах большая часть этой работы осуществляется с помощью компьютерных систем, в связи с чем необходимость в должности бортинженера отпала.
У всех трех пилотов одинаковый уровень подготовки, но, как правило, отличие состоит в степени старшинства. В большинстве авиакомпаний карьерный путь пилотов почти полностью базируется на опыте работы. Чтобы стать командиром ВС, вам необходимо подниматься по карьерной лестнице и ждать своей очереди, пока освободиться соответствующая должность. Право старшинства определяет также типы самолётов, на которых может летать пилот, а также график его работы. Пилоты, которые относительно недавно работают в авиакомпании, будут находиться в резерве. Это означает, что у них нет установленного графика. Резервный пилот может нести дежурство “по звонку” 12 часов подряд или больше. В это время пилот должен быть готов к рейсу, потому что диспетчер может позвонить ему в любой момент. Если пилота вызвали на работу, то он или она, незамедлительно должен прибыть в аэропорт для выполнения полетного задания (во многих авиакомпаниях пилот должен быть готов в течение часа, с момента, как ему позвонили). Резервных пилотов вызывают, когда пилот, работающий по регулярному графику заболевает, или не может выйти в рейс по иным причинам. Жизнь резервного пилота очень непредсказуема: пилоты могут провести несколько дней в резерве и не получить ни одного вызова, или их могут вызывать каждый день. А когда они прибывают на работу, их могут отправить в рейс за границу, или в трехдневное путешествие в другую точку мира. Неудивительно, что с таким напряженным графиком время от времени происходит задержка рейса: из-за ожидания прибытия экипажа.
Пилоты со стажем имеют право на регулярный график полетов, называемый маршрутом. Пилоты, придерживающиеся твердого графика, живут гораздо более “привычной” жизнью, в том смысле, что они знают заранее, когда они выходят в рейс. Но даже эти пилоты проводят много времени вдали от своих семей, и они никогда не знают, какие задержки могут возникнуть. В Соединенных Штатах продолжительность полета пилота по расписанию не должна превышать 8 часов подряд для внутренних рейсов или 12 часов для международных рейсов. В действительности же, пилоты могут работать и более 16 часов подряд, поскольку рейсы часто задерживаются или переносятся.
Пилот, как правило, прибывает в аэропорт, как минимум, за час до вылета (за два часа на международных рейсах). В большинстве авиакомпаний существует автоматическая система регистрации для пилотов. Пилоты получают всю необходимую подробную информацию о рейсе, включая сводку погоды, количество пассажиров на борту и других членов экипажа. Для того, чтобы все было в одном месте, пилоты обычно носят свои полетные документы в большом портфеле.
Перед вылетом пилот проверяет всю информацию, разрабатывает план полета, передает его авиадиспетчеру и встречает остальных членов экипажа. После того, как самолет приземлился, командир должен дождаться прибывающих членов другого экипажа, чтобы сообщить о внештатных ситуациях, если таковые возникали. Второй пилот выполняет общую проверку воздушного судна, чтобы убедиться, что с ним все в порядке. После такого осмотра пилоты встречаются в кабине пилотов и проверяют работу всех приборов и органов управления.
Перед взлетом командир ВС должен принять решение на вылет — подтверждение готовности экипажа выполнить полет и осведомленность пилотов в отношении полетной информации. Пока экипаж готовится к взлету, пилоты получают обновленную информацию по метеосводке и количеству пассажиров и разрешение на вылет по ППП в электронном виде (через систему ACARS). Чтобы облегчить работу с документацией кабины пилотов многих ВС оборудованы принтерами, которые получают информацию от сотрудников аэропорта и диспетчеров.
Когда документы заполнены бортпроводники закрывают все двери, и командир дает команду буксировки ВС хвостом вперёд от аэровокзала (чтобы развернуться для движения к взлетно-посадочной полосе). Затем пилоты просто ждут своей очереди и следуют инструкциям диспетчера на взлет.
Если это обычный полет, то взлет и посадка требуют активного пилотирования. На современных ВС главные обязанности пилота — контроль автоматических систем, курса, изменение курса, если это необходимо. В чрезвычайной ситуации, конечно, все может пойти наперекосяк. Все пилоты авиакомпаний проходят расширенное обучение для того, чтобы уметь справляться с неожиданными ситуациями и сохранять спокойствие в опасных условиях. К счастью, только в редких случаях пилоты могут применить эти навыки, но они должны быть готовы к быстрым действиям в любое время.
Жизнь бортпроводников — членов экипажа, чья основная задача — это забота о пассажирах — также полна непредсказуемости. В следующем разделе мы рассмотрим работу бортпроводников, и выясним, что нужно, чтобы стать бортпроводником.
ЯЗЫК НЕБА
Пилоты летают по всему миру, и чтобы правильно выполнять свою работу, они должны уметь “находить общий язык” с местными диспетчерами, где бы они не находились. Единственный способ заставить систему работать как слаженный механизм — это сделать так, чтобы все говорили на одном языке.
Международными договорами официальным языком авиации был установлен английский, хотя в аэропортах может использоваться и другой язык, если пилот и диспетчер могут на нем говорить. Диспетчеры должны уметь говорить на английском, если экипаж недостаточно хорошо изъясняется на их родном языке.
К сожалению, многие пилоты знают английский постольку-поскольку, что порой приводит к недопониманию. Неясно, сколько катастроф и инцидентов стали результатом языкового барьера, но некоторые исследования показывают, что проблема становится все более и более серьезной.
Бортпроводники
В США на коммерческих рейсах на каждые 50 пассажиров должен быть один бортпроводник. На этих бортпроводников возлагаются различные обязанности в части их работы, которая начинается с момента, когда первый пассажир поднимается на борт, и до момента окончания полета. Перед тем, как объявят посадку, весь экипаж встречается, командир изучает маршрут и вопросы, относящиеся к безопасности, а старший бортпроводник назначает каждому бортпроводнику экипажа зону его ответственности на борту. Прежде чем самолет поднимется в воздух, бортпроводник должен:
- Встретить пассажиров и показать им места
- Помочь пассажирам разместить ручную кладь
- Убедиться в том, что пассажиры, занимающие места в аварийных выходах,смогут оказать помощь в случае аварийной ситуации.
- Продемонстрировать процедуру безопасности или показать видео
- Проверить каждое кресло и убедиться, что все пассажиры пристегнуты и кресла находятся в правильном положении
- Закрыть дверь и активизировать систему аварийного покидания самолета
После того, как порядок проверки завершен, бортпроводники пристегиваются ремнями безопасности к откидным креслам. Как только самолет выходит в горизонтальный полет, бортпроводники приступают к приготовлению еды и напитков, загружают тележки закусками и напитками, начинают обслуживать пассажиров.
Помимо этого, бортпроводники должны следить за тем, чтобы пассажиры не нарушали правила техники безопасности на борту, а также решать вопросы в случае возникновения нештатных ситуаций. Если с самолетом возникла проблема, экипаж должен успокоить пассажиров и помочь покинуть воздушное судно в случае необходимости. Бортпроводники также должны быть готовы к ситуации, если на борту окажутся террористы, буйные пассажиры, а также уметь оказывать первую медицинскую помощь. В ситуациях, когда большинство людей парализованы, охвачены паникой, бортпроводники должны сохранять самообладание и принимать меры в соответствии с порядком действий в чрезвычайных ситуациях.
Перед началом каждого полета бортпроводники проводят инструктаж по технике безопасности с пассажирами.
Чтобы справляться со всеми перечисленными обязанностями бортпроводник должен обладать определенными способностями и чертами характера. Авиакомпании предпочитают таких кандидатов, которые приветливо относятся к окружающим, способны запоминать большой объем информации и сохранять хладнокровие в стрессовых ситуациях. Чтобы получить работу в авиакомпании, потенциальные бортпроводники должны успешно пройти собеседование, медицинское обследование и выполнить жесткую программу обучения и получить оценку эффективности работы. В период обучения, длящийся от 3 до 9 недель, кандидат в бортпроводники живет вместе с другими кандидатами в гостинице, где они посещают занятия,получая необходимые знания, начиная с порядка обслуживания пассажиров на борту и заканчивая принятием мер в ситуациях вооруженного захвата воздушного судна. В это время кандидаты могут получать командировочные, но они все еще не рассматриваются как сотрудники авиакомпании. Только после того, как кандидат прослушает весь курс обучения и сдаст успешно все тесты, он считается официально принятым на работу.
Претендентов на должность бортпроводника намного больше, чем открытых вакансий в авиакомпании, поэтому только определенное ограниченное количество успешных кандидатов будут приняты на работу. Столь высокий конкурс в бортпроводники объясняется наличием ряда преимуществ. В большинстве авиакомпаний бортпроводники могут летать внутренними и международными рейсами по минимальным тарифам (в США всего $5 за билет в одну сторону на внутреннем рейсе) при условии, что на борту имеются свободные места. Людей привлекает работа бортпроводника еще и потому, что здесь нет графика 5/2 и с 9 до 5.
Как и у пилотов, у бортпроводников график работы определяется по старшинству. Бортпроводники-новички, как правило, летают в резерве и редко знают, куда их направят на следующий день. Их график полностью в распоряжении диспетчера по выпуску экипажей — сотрудника авиакомпании, чья обязанность — планирование ежедневной работы экипажей. Спустя год, а в некоторых случаях и несколько лет, у бортпроводников появляется возможность работать по регулярному установленному графику.
Мир бортпроводников и пилотов изменился в значительной степени с развитием коммерческой авиации. В следующем разделе мы рассмотрим историю экипажей ВС.
История экипажей ВС
С момента появления первых самолетов пилоты были звездами мировой авиации, хотя их роль значительно изменилась с годами. Основные изменения в мире пилотов были связаны с появлением нового оборудования и утверждением новых стандартов обучения. Когда были изобретены первые самолеты, они имели примитивную систему управления и часто управлялись самими изобретателями. Управление самолетом было трудным умением, но поскольку буквально каждый был в то время любителем, то единственным способом освоить это умение — было самому попробовать научиться летать путем проб и ошибок.
С развитием авиационных технологий пилотам все больше и больше требовалось обучение. Автоматизированные системы и новейшие приборы контроля во многом заменяют действия пилота, но пилот должен понимать работу этих систем. Если вы почитаете информацию о том, как стать пилотом, то узнаете, что пилоты должны проделать огромную работу, прежде чем смогут летать на рейсах больших авиакомпаний.
Первое массовое стандартизированное обучение пилотов появилось в период Первой мировой войны, когда армиям необходимо было иметь солдат в воздухе. В годы Второй мировой войны и в последующие десятилетия было распространено обучение на управление военным самолетом.
В 1920х гг. в США внимание стали не только обучению пилотов, но и внешнему виду самолетов, а самый практичный способ выявить стандарты -это большая военная практика. С 1930х по 1960е гг. большое количество военных пилотов-мужчин США были белыми, имеющими определенную военную подготовку. Сегодня пилотами могут быть и женщины и представители других рас, а, примерно, около половины всех пилотов США никогда не летали на военных самолетах.
Мир бортпроводников также значительно изменился с началом эры гражданской авиации и воздушных путешествий. Первая авиакомпания использовала воздушные суда преимущественно для почтовых пересылок, где несколько мест выделялось пассажирам. На таких рейсах пассажиры были предоставлены сами себе: экипаж судна состоял только из пилотов, а они были настолько заняты управлением самолета, что им было не до пассажиров.
В конце концов некоторые авиакомпании стали привлекать к полетам стюардов. Эти члены экипажа были подростками, людьми невысокого роста, которые должны были загружать на борт багаж, а также успокаивать беспокойных пассажиров и помогать людям размещаться в самолете. В 1930г. компании Boeing Air Transport впервые в истории стала использовать труд молодой медсестры по имени Элен Чёрч, которая работала совместно со Стивом Стимпсоном. Чёрч предложила в качестве членов экипажей использовать медсестер, которые могли бы идеально заботиться о пассажирах на борту даже в том случае, если с ними что-то случится. Компания Боинг, ставшая в последующем авиакомпанией, продолжая производить самолеты, наняла 8 медсестер с испытательным сроком 3 месяца. Новые бортпроводницы, которых стали называть “стюардессами”, вскоре стали неотъемлемой частью авиационной индустрии. С течением времени бортпроводникам необязательно стало иметь медицинское образование, но заботливость и материнские задатки остались ключевыми элементами в этой профессии.
До относительно недавнего времени стюардессы находились под строгим контролем. Им не разрешалось выходить замуж — якобы потому, что мужья были недовольны тем, что их жены долгое время отсутствовали дома. В большинстве авиакомпаний были установлены ограничения по росту, весу и пропорциям. Их стиль одежды должен был быть также довольно строгим: в большинстве авиалиний стюардессы носили униформу, и им необходимо было также носить белые перчатки и туфли на высоких каблуках почти на протяжении всего рейса. В то время, как такая работа была для молодых женщин весьма респектабельной, первым стюардессам, как правило, недоплачивали, у них было мало льгот, и они находились в подчинении у пилотов.
На раннем этапе стюардессы были подвержены строгим ограничениям.
В 1960е, -70е и -80е гг. профсоюзы и представители движений за права женщин акцентировали свое внимание на этих проблемах авиаиндустрии, что привело к большим изменениям. С 1970х г. большинство авиакомпаний стали проводить политику найма в бортпроводники как мужчин, так и женщин, ограничения по размеру и весу были сняты. Бортпроводники теперь пользуются многими из тех преимуществ, что и пилоты, а авиакомпании признали их ключевую роль в индустрии авиасообщений. Все-таки для большинства пассажиров бортпроводник — это лицо всей авиакомпании.
С увеличением доли авиаиндустрии на рынке потребительских услуг, все больше и больше молодых людей желают связать свою жизнь с авиакомпаниями в качестве летного экипажа. Для тех работников, которые готовы к непредсказуемой жизни и могут выдержать несколько часов, стоя на ногах, нет ничего спокойнее профессии в воздухе.
Что еще можно почитать: http://letchikleha.livejournal.com/110894.html