Коронавирус проник в некоторые отрасли, например, авиацию и авиакосмическую промышленность, гораздо глубже, что ставит некоторые стратегически важные компании в тяжелое финансовое положение.
«Не путешествуйте». Это не лишенный смысла совет от Государственного департамента США дан на случай, если некоторые беспокойные американцы соберутся подняться в небо на фоне распространения новой коронавирусной болезни, COVID-19. Реальность такова, что пандемия привела к снижению спроса на международные авиаперевозки, так как большинство потенциальных пассажиров остаются дома и работают удаленно, насколько это возможно. Глобальный коллапс в сфере туризма наносит ущерб западным авиационным и аэрокосмическим компаниям, потенциально нанося долговременный ущерб стратегически и экономически важной отрасли.
Событие 9/11
В большинстве своем пустые самолёты являются запоминающимся зрелищем для мировой авиационной промышленности, которая в 2020 году лишилась впечатляющей прибыли. «Конечно, независимо от того, как вы это оцениваете, это был самый прибыльный пятилетний период за восемьдесят лет истории отрасли», — сказал в февральском подкасте Алекс Дихтер (Alex Dichter), пилот, ставший партнером McKinsey & Company. Теперь, работая на крошечной доле своих мощностей, американские авиакомпании получают миллиарды долларов в виде федеральной помощи в надежде, что они могут пережить шторм в ближайшие месяцы.
Тем не менее, мало кто сомневается в том, что отрасль навсегда изменится, как это было после террористических атак 11 сентября. Хотя безопасность стала главным приоритетом для аэропортов и авиаперевозчиков после 2001 года, в настоящее время ожидается, что в центре внимания отрасли будут здравоохранение и гигиена. Авиакомпании будут стремиться улучшить дезинфекцию и фильтрацию воздуха воздушных судов; требовать от экипажа и пассажиров носить маски, а также рассматривать другие, более дорогие новшества, такие как изменения дизайна салона самолета.
Стратегические риски
Крупные аэрокосмические компании также страдают от застоя, что особенно беспокоит западные правительства. Airbus под управлением консорциума стран Европейского Союза, и базирующийся в США Boeing считаются стратегическими компаниями, которые вносят значительный вклад в экономику и безопасность. Обе компании производят более 90 процентов коммерческих самолетов в мире — основную долю экспорта высокотехнологичных товаров как для ЕС, так и для Соединенных Штатов — и нанимают десятки тысяч высококвалифицированных инженеров и технического персонала. Кроме того, эти предприятия имеют решающее значение для выживания группы мелких поставщиков.
Некоторые лидеры отрасли опасаются, что зарождающиеся китайские аэрокосмические компании при поддержке Пекина займут незанятую нишу, оставленную их американскими и европейскими конкурентами, и смогут получить компании с большим опытом по самым низким ценам. И если в предстоящие годы геополитическая напряженность с Китаем усилится, Пекин может рассчитывать на переход своего быстрорастущего рынка на самолеты отечественного производства и полностью исключить Boeing и Airbus.
Мрачный прогноз
Наиболее актуальные вопросы для отрасли: когда правительства ослабят свои ограничения на международные авиаперевозки? И когда и в какой степени пассажиры снова начнут бронировать поездки? Многие аналитики и лидеры бизнеса не лелеют надежд. Знаменитый инвестор Уоррен Баффет, генеральный директор Berkshire Hathaway, объявил в начале этого месяца, что продал все доли конгломерата в нескольких крупных американских перевозчиках на общую сумму более 6 миллиардов долларов. «Бизнес авиакомпаний — и я могу ошибаться, и я надеюсь, что я ошибаюсь — я думаю, сильно изменился», — сказал он на ежегодной встрече инвесторов своей компании. Несколько дней спустя генеральный директор Boeing Дэвид Кэлхун (David Calhoun) предсказал, что одна из четырех крупных авиакомпаний США, скорее всего, не выживет в этом году.
Ключевым моментом может стать 1 октября, когда закончится запрет на увольнения в авиакомпаниях США. Удержание сотрудников было одним из условий, которые авиакомпании приняли в рамках федеральной финансовой помощи. Европейские перевозчики уже сделали серьезные сокращения, и многие считают, что их коллеги из США будут вынуждены последовать их примеру.
Boeing и Airbus опасаются, что многие из конкурирующих мировых авиакомпаний будут делать то, что у них есть, вместо того, чтобы покупать новые самолеты, особенно при имеющемся ослабленном стимуле к повышению эффективности использования топлива, поскольку затраты на энергию очень низкие. В последние месяцы у клиентов Boeing были отменены сотни заказов. Снижение производства у аэрокосмического гиганта потенциально может распространиться через его обширную цепочку поставок на группы компаний в Сиэтле и Южной Калифорнии и вокруг нее. Компания уже пошатнулась после случившихся двух смертельных аварий в начале прошлого года с самолетами 737 MAX . Этот самолет является настолько ценным продуктом, что, когда Boeing приостановил производство в декабре 2019 года, аналитики прогнозировали, что он может сократить на 0,4 процента объем производства в США в первом квартале 2020 года.
Boeing объявил о планах сократить в этом году около 10 процентов своей рабочей силы, составляющей около 160 000 человек, в основном из подразделения коммерческих реактивных самолетов, и в будущем возможны новые увольнения. «Хотя в настоящее время мы ожидаем, что объем перевозок достигнет уровня 2019 года в течение двух-трех лет, пройдет еще несколько лет после того, как коммерческий рынок вернется к долгосрочной тенденции роста», — сказал Калхун.
Источник: https://www.cfr.org/in-brief/how-will-aviation-giants-emerge-pandemic