Общие сведения
Мир бортпроводников значительно изменился с началом коммерческих авиаперевозок. Первые авиалайнеры были фактически почтовыми самолетами с несколькими дополнительными местами для пассажиров. Пилоты составляли весь экипаж. Со временем некоторые первые авиакомпании для своих рейсов стали нанимать «бортпроводников». Это были члены экипажа, обычно молодые люди, которые присутствовали в основном на борту, чтобы загрузить багаж, успокоить нервных пассажиров и помочь людям подняться на борт. В 1920-х годах так называемые «юнги» или «стюарды» работали в Имперских авиалиниях (Imperial Airways) Соединенного Королевства. В США первыми стюардов начали нанимать Stout Airways в 1926 году. Western Airlines (1928) и Pan American World Airways (1929) были первыми американскими перевозчиками, которые стали нанимать стюардов для разноса еды. Первой стюардессой была 25-летняя медсестра Эллен Черч (Ellen Church), которую наняла компания Боинг в 1930 году.
До относительно недавнего времени стюардессы подвергались строгим правилам. Им не разрешалось вступать в брак, и большинство авиакомпаний имели определенные ограничения по росту, весу и пропорциям. Их одежда была такой же строгой: во многих авиалиниях стюардессы носили облегающую форму и были обязаны носить белые перчатки и высокие каблуки на протяжении всего полета. Хотя это было вполне респектабельное занятие для молодых женщин, только что устроившимся стюардессам, как правило, недоплачивали, они получали минимальные льготы и выполняли вспомогательную роль для пилотов.
На протяжении 1960-х, 70-х и 80-х годов профсоюзы бортпроводников, а также представители движения за равные права смогли добиться радикальных изменений в авиационной отрасли, которые решили эти проблемы. С 1970-х годов политика крупных авиакомпаний заключалась в том, чтобы нанимать в качестве бортпроводников как мужчин, так и женщин, и иметь минимальные ограничения по размеру и весу. Стюардессы теперь пользуются многими из тех же преимуществ, что и пилоты, и авиакомпании признают их важнейшим компонентом индустрии авиаперевозок.
Бортпроводники на борту являются членами экипажа, в отличие от пилотов и инженеров, находящихся в кабине, которые формируют летный экипаж. Роль стюардессы, в конечном счете, вытекает из аналогичных позиций на пассажирских судах или пассажирских поездах, но она имеет более непосредственное отношение к пассажирам из-за ограниченного пространства и часто более короткого времени в пути на воздушных судах. Кроме того, работа бортпроводника напрямую связана с безопасностью в гораздо большей степени, чем работа аналогичного персонала на других видах транспорта.
За прошедшие годы произошло много изменений в подготовке бортпроводников, как реакция на определенные инциденты. Одним из наиболее значимых было внедрение Crew Resource Management (CRM). Обучение разработано на основе проведенной в 1979 году работы в NASA, в результате которой было установлено, что основной причиной многих авиационных происшествий является ошибка человека. Было установлено, что в нескольких трагических инцидентах воздушное судно было механически исправно; пилоты и их экипажи технически компетентны. Однако существующие системы и процедуры просто не уловили фатальных ошибок во времени. Короче говоря, системы были несовершенны.CRM фокусируется на межличностном общении, лидерстве и принятии решений в кабине пилотов. Обучение CRM охватывает широкий спектр знаний, навыков и подходов, включая коммуникацию, ситуационную осведомленность, решение проблем, принятие решений и командную работу для повышения безопасности полетов.
Действия бортпроводников в чрезвычайных ситуациях давно приписывают спасению жизней. В Соединенных Штатах Национальный комитет безопасности перевозок (NTSB) и другие авиационные власти считают бортпроводников важным звеном в обеспечении безопасности пассажиров. Исследования показали, что самостоятельные, уверенные в своих силах бортпроводники играют важную роль в быстрой эвакуации из самолетов.
Инцидент, который стоит отметить в связи с изменениями в обучении, произошел в 1978 году, когда на рейсе United Airlines 173 возникла проблема с освещением шасси. NTSB обнаружил, что крушение было вызвано неспособностью командира принять информацию от младших членов экипажа и отсутствием уверенности со стороны бортинженера. В результате катастрофы на Тенерифе (когда в 1977 году на взлетно-посадочной полосе столкнулись два самолета) произошли радикальные изменения в нормативные требованиях международных авиакомпаний и воздушных судов. Авиационные власти во всем мире ввели требования к стандартным фразам и сделали больший акцент на владении английским языком, ставшим общим рабочим языком.
Среди других заметных инцидентов, которые привели к изменениям в подготовке, — авария на взлетно-посадочной полосе рейса 28M British Airtours в 1985 году, авария Air Ontario F28 в 1989 году, авиационная катастрофа в Кегворт в том же году, авария Gulf Air в 2000 году и авария Flash Airlines 2004 года.
Разбор терминов
Названия должностей
Используемые названия варьируются от авиакомпании к авиакомпании, и количество членов экипажа на борту зависит от размера самолета.
Chief purser — старший бортпроводник
Старший бортпроводник, менеджер по обслуживанию на борту, менеджер / директор по кабинному обслуживанию, старший член кабинного экипажа — эта должность отличается в зависимости от авиакомпании. Эти члены экипажа в основном встречаются на более крупных типах самолетов и отвечают за организацию кабинного обслуживания — иными словами, они контролируют обслуживание на самолете. Они не обслуживают сами, но несут ответственность за решение любых проблем по мере их возникновения.
Они решают, кто за что отвечает на борту, и вносят соответствующие изменения. Они сообщают, когда экипаж готов к взлету или посадке, делают бортовые объявления и сообщают пилотам о любом сломанном или отсутствующем аварийном оборудовании после проверки перед полетом. Как правило, они управляют дверьми во время регулярных рейсов, отвечают за манифест и все расходы и необходимые документы для каждого рейса.
Purser — старший бортпроводник
На некоторых рейсах Purser — это лицо, которое фактически отвечает за какую-либо конкретную зону салона (первый класс, бизнес-класс и т.д.). Purser рассматривается в качестве «старшего бортпроводника», который обычно обслуживает премиум-класс, обеспечивает оформление документов, управление развлекательным оборудованием во время рейса и выполнение других административных задач. На борту более крупных самолетов с несколькими стюардессами Purser — этот тот, кто помогает Chief purser и выполняет аналогичные функции и обязанности. Обычно Pursers — это стюардессы, которые проработали в авиакомпании в течение нескольких лет до прохождения дальнейшего обучения, после которого они, как правило, получают более высокую зарплату в связи с дополнительной ответственностью.
На некоторых авиалиниях, ниже (или вместо) должности старшего бортпроводника, могут быть другие должности бортпроводников, как например, Assistant purser (AP) и Senior flight attendant (SFA)/Senior crew member (SCM). Некоторые авиакомпании имеют два уровня общего летного состава. Члены экипажа первого уровня обслуживают первый класс, а члены экипажа уровня ниже — в других частях салона.
aft — хвостовой. Описывает направление движения внутри воздушного судна: к хвосту. Термин также может описывать расположение в салоне самолета, например, туалет в хвостовой части.
starboard — правый борт ВС. Все, что относится к правой стороне воздушного судна.
port — левый борт ВС. Все, что относится к левой стороне воздушного судна.
manifest — манифест. Документ с указанием пассажиров или груза на воздушном судне. В нем также перечислены пассажиры первого класса, пассажиры с особыми предпочтениями или диетическими требованиями, а также имеющие стыковочные рейсы.
Распространенные аббревиатуры
IFE — информационно развлекательная система
L / H — дальнего следования
SM или SPML — специальное блюдо
PFUG — Предполетная подготовка
CCOM — руководство по производству полётов кабинного экипажа
ICCA — Международная ассоциация бортпроводников